Банные обряды при рождении ребенка. Пуповая баба и гог-баба

Банные обряды при рождении ребенка. Пуповая баба и гог-бабаБаня —  русская, но обряды проводимые во время рождения ребенка — древние и многонациональные. Только что родившегося ребенка необходимо вымыть и облить водой не только из гигиенических соображений, но и по традиции очищения от греха. И русские бабы, и финские и  индейские и все, которые жили возле воды — рожали в бане. Причин тому -много:

Старинные обряды в бане обряды при рождении ребенка

Подготовка к родам в бане. ОбрядыЕще будучи беременными женщины на Руси ходили в парную комнату «дабы ребенок на правильную дорогу встал».  Рожали в бане — без страха, ведь в нее были вхожи бабки — повитухи и знахарки. В отличие от традиционной помывочной бани, когда ее топил хозяин, перед родами баню протапливали женщины из рода роженицы или она сама. Это правило не касалось женщин, которых роды застали в дороге.
Повитухи раньше назывались пуповыми бабами или гог-бабами (Повивальная бабка). Как правило, это были женщины старшего или преклонного возраста, хророшо знавшие  молитвы, заговоры, и которые умели готовить зелье и останавливать кровь. Жизненный опыт тоже играл не маловажную роль. Повивальная бабка сопровождала роженицу целый день пока все трудности родов не останутся позади.

Ритуальные обряды при родах:

  • Роженица должна  развязать на себе все узлы,  пояса, платки и расплетает косы;
  • Повивальная  бабка приготавливала горячую воду в бане  и заговоренную воду от сглаза и уродства младенца (уроки).  Вода зачерпывалась всегда по течению, а не против в реке чистым ведром.;
  • совершалась молитва над водой:

«как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя роженицы) ни уроки, ни призоры не держались бы» ( заговор воды на  тридевять локтей)

  • в заговоренную воду во время молитвы опускали три штуки раскаленных древесных уголька и потом этой водой плескали вокруг на стены, на печь-каменку и на ручки дверей. (на современном языке — проводили антисептирование)Эта процедура делалась правой рукой через левый локоть три раза:

«как на каменке (скобе) вода не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь»

  • Для защиты самой роженицы ее обливали заговоренной водой в то время когда она сидела или стояла лицом на восток. Главное в этой процедуре — надо было собрать стекающую воду с лица в ладони и бросить ее на каменку. Чтобы порча испарилась:

«как вода на лице не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь».

Описывать роды — дело сложное,  эмоциональное и глупое, если учесть что мужчина-автор статьи ни разу не рожал. Оставим это для телесериалов. Продолжим с момента, когда новорожденного повивальная бабка (пуповая баба) передавала отцу на руки. И здесь не обходится без обряда. Отец должен положить дитя в колыбель и тем самым совершить акт признания отцовства. Если же отец отдавал новорожденного гог-бабе  назад, то считалось что он не признал своего ребенка. Не будем о грустном и сядем за праздничный стол, который накрывали по поводу рождения ребенка в любом доме. Роженице дарили, как правило, золотые монеты или серебро с медью от простолюдинов.

Таким образом, на славянских землях в давние времена, почти каждый человек в своей жизни принимал банные процедуры и участвовал в обрядах в бане при рождении.  А если что замечали у ребенка неладное то сразу же в бане и «лечили» его таким обрядовыми манипуляциями:

1. Заносили больного ребенка в парную (баню) на первый пар

2. Открывали двери и говорили, обращаясь к Баннику (злому духу бани):

«Пусти, баенка, помыться-попариться раба Божьего (имя), на здоровье поладиться».

Потом новорожденного ребенка обмывали, клали  у матери между ног, ополаскивали  водой и говорили:

«Я тебя, дитятко, родила и тебя приносила, Я тебя и пользую. От чего мое дитятко родилось-зародилось, Тем и пользуйся.»

И Вы, читатели блога «О строительстве бани«, пользуйтесь крепким здоровьем. С легким паром!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *