Баенник является у многих славянских народов хозяином бани, ну не буквально, а , так сказать , в культурно-этнографическом смысле. Но боялись раньше баенников — банников по-настоящему. Пришла мне как то новость в ленту-агрегатор. Сразу решил выложить эту коротенькую белорусскую сказку про баенника (спасибо Пророку с банного форума)
Как бы там ни было. мне больше по нраву добрые хозяева бани, даже не смотря на то что они почти злые духи. возможно поэтому большинство поделок и сувениров на тему бани и сауны изображают не чертей . а старых дедуганов с вениками. Страх быть отлупленым по заднице веником в бане не так страшен как быть украденным чертями ночью.
Пайшла дзеўка замуж за старога чалавека. А сама смяецца з мужавай старасці, старым чортам яго называе. Нарадзіўся ў іх хлопчык. Аднаго дня сабралася тая маладзіца ў лазню. I сына з сабою ўзяла. А мужу наказала:
— Ты, стары чорт, пасядзі каля лазні. Сыночка дамоў забярэш, бо я стамлюся…
Праз якую гадзіну памыла яна сына, адчыніла дзверы і пытаецца:
— Ты тут, стары чорт?
— Тут!
— Ну, дык вазьмі малога.
— А, давай, давай…
Выпхнула, не гледзячы, за дзверы сына, а сама далей мыецца. Раптам чуе — муж крычыць:
— Давай хлопца! Хопіць табе яго шараваць!..
— Якога хлопца? — пытаецца маладзіца. — Я ж табе аддала сына!
— Калі?
Давай шукаць яны сыночка. I да сё’нняшняга дня не могуць яго знайсці. Аддала языкатая маладзіца сына старому чорту Банніку.
[sam id=»3″ codes=»true»]Вот такая чертовщина с маленькими детьми и баней вместе. Баенник всегда моется после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены, или четвертого пара, все боятся: в эту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Этот обычай соблюдают все: дети и молодежь моется первой, а старшие — последними. И детей пугали банником не зря, чтоб из бани выгнать домой. А вото что делали взрослые в бане пока детишки убегали домой — остается догадываться.