Догадывался ли русский мужик о том, в какой бане он мылся? Возможно — да, а возможно — нет. Давайте представим то любимое время и времена, о которых мы пишем как о рождении русской бани.
Пусть, например, будет 1835 год. Какая-нибудь Тверская губерния, управляется действительным статским советником графом Толстым Александром, 60 тысяч километров квадратных с 1,3 млн чел населения ( в 1897 г. ).
Край один из богатых, но строился с трудом. Каменный налог ввели купцы: камень надо было чтоб строить, своего нет. Вот и ввели, что хозяин лодки, продававший продукцию в Твери, должен был доставить 20 камней, а с каждого воза и подводы «взимали» по три камня весом в пять фунтов. Не привёз камень — плати деньги, по гривне за каждый недоставленный камень. До 1810 года простых людей в больницах не лечили.
Именно с Тверской губернии Карамзин начал анализ устройства государственного. Он указывал на плачевное финансовое положение в империи, обрушивался с критикой на государственные учреждения и законодательство России. ( Из книги «История Тверской земли» (Святослав Михня))
А баня тут при чем?! А история русской бани к чему? Чтоб перечислить тех, кто мог мыться в бане по-белому и кого могли мять мужики специально обученные — много бумаги не надобно. Уместятся на 5 страницах, что можно проверить в Википедии. А вот, остальные 2298000 человек — крестьяне. Из них — 70% батраки. Большинство русские и православные (в Википедии разделены эти понятия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D0%B5%D0%B7%D0%B4 ). Надельной земли не хватало, чтобы прокормить семью 9 из 10 человек. Малочисленные горожане занимались ремёслами, 75% жителей деревень не имели лошадей и коров. Более половины из них шили обувь, многие торговали. 4 рубля в месяц — доход тех кто нанимался на работу. Мужики уходили служить, оставляли край и к 1917 году в крестьянских сельских хозяйствах не осталось работающих мужчин. Многое написано о Тверской губернии в «Этнографическое описание народов России» (“Description ethnographique des peuples de la Russie”) на французском языке, что было издано Императорским Русским географическим обществом в 1862 году к тысячелетию Российского государства.
Шесть дней в неделю батраки (ранее крепостные крестьяне) вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей.
Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной — похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.
Несколько непривычны для нас представления наших предков о комфорте и гигиене. Бань до 1920-ых годов не было. Их заменяли печи, гораздо более вместительные, чем современные. Из вытопленной печи выгребалась зола. Пол застилался соломой, залезали туда и парились веником. Голову мыли вне печи. Вместо мыла пользовались щелоком — отваром из золы. С нашей точки зрения крестьяне жили в ужасающей грязи. Генеральную чистку дома устраивали перед Пасхой: мыли и чистили не только полы и стены, но и всю посуду — закопченные горшки, ухваты, кочерги. Выбивались сенники-матрасы, набитые сеном или соломой, на которых спали, и от которых тоже было много пыли. Стирали пральниками подстилки и дерюги, которыми укрывались вместо одеял. В обычное время такой тщательности не проявляли. Хорошо, если в избе был деревянный пол, который можно было вымыть, а глинобитный — только подметали. Нужников не было. От дыма из печей, потившихся по-черному, стены покрывались сажей. Зимой в избах стояла пыль от костры и других отходов прядения. Зимой все страдали от холода. Дрова впрок, как сейчас, не заготавливали. Обычно привезут воз валежника из леса, сожгут его, потом едут за следующим возом. Грелись на печках и на лежанках. Двойных рам ни у кого не было, так что окошки покрывались толстым слоем льда. Все эти неудобства были для крестьян привычной повседневностью, об изменении которой и мысли не возникало
А были ли бани? Конечно, но очень-очень мало. Самые распространенные — не покрытые кровлей. Почему? При открытом огне солома горела. Нельзя было бани крыть. Просто жердями укрывали или доской, и то не везде. А зачастую бревнами и укладывали. Мылись, а точнее сказать парились в домашней печи, а не в бане и преимущественно зимой. Летом — водоемы. Именно , домашняя печь — центр гигиены , но часто в зимнюю стужу в жилой избе содержались домашние животные: телята, ягнята, козлята, поросята, а иногда и домашняя птица.
Источник: http:// www.perunica.ru/istoria/915-krestyanskij-byt-zhilishhe-i-xozyajstvennye.html
А теперь, уяснив картину, представим такой себе на современный манер социологический опрос стандартного обитателя крестьянского дома из 5 стен и с одной печью:
— А что родимый, хотел бы, чтоб тебя уложили на матрац сеном набитый на столе посреди избы да в комнате светлой с травами всюды разложенными?
— А хотел бы ты друг любезный чтоб напустили в палаты ароматные пару легкого и прозрачного мелкодисперсного?
— А желал бы ты чтоб особо было в избе той и градус воздух подпирал к 60?
— А желал бы ты, милок, чтоб над тобой аки горлица мужик в белой вышитой рубахе вениками махал 12 раз вдоль и 12 раз поперек и чтоб веник тот был строго длиной в локоть? Да чтобы переворачивал тебя, веники холодные на лицо укладывал?
— А приняла б душа твоя звон из горшка медного с головой твоей внутри?
И ответил бы простой мужик: а что это за изба такая, и что такое за градус особый да влажность специальная. И не понял бы он, что речь идет о том , чем сейчас называют баней ее функционеры.
Источники:
- Экономика губернии на рубеже веков http:// obl-tver.ru/istoriya-tverskoj-zemli/32-reformy-i-revolyutsii/9-ekonomika-gubernii-na-rubezhe-vekov.html
- Милорадович В. Житье-бытье лубенского крестьянина // журнал «Киевская старина», 1902, №4, стр.110-135, №6, стр.392-434, №10, стр.62-91.
- Алексеев В.П. Гранный дуб // Брянск, 1994, стр.92-123.