Чего желаете: банные традиции или обряды? Может, хотите попробовать «лёюлю» (lōyly)? А может, желаете на «помойку»? Как то мне это «лёюлю» (lōyly) больше нравится, тем более что по-фински это означает легкий очистительный пар в сауне или бане, который получен разбрызгиванием на горячие камни воды. А «помойка» — место для сливания грязных жидкостей после мытья посуды — не для нас. Хотя в старину помойкой называлась яма, в которую вели стоки из бани и кухни. Мы — те, кто считает, что ванная процедура — это просто смывание грязи, а баня и парная — это уже старинная традиция. Ах, как много утеряно традиций и обрядов связанных с баней! Освежим память несколькими историческими и сказочными фактами.
В средние века позволить себе баню могли не все — это ведь было отдельное здание. Но во времена Петра Первого на смену богатым родовым и обыкновенным семейным баням пришли не такие роскошные общественные бани. Считать, что это было только на Руси- ошибочно. Так уж повелось у народов населяющих скандинавские и другие северные страны с холодным климатом, что теплые и горячие бани быстро трансформировались в очаги торговли и общественной, отнюдь не публичной деятельности. И эта, мягко говоря, непубличная деятельность превратила публичные бани в публичные дома проституции. Такие формы содержания в чистоте тела и с другой стороны – в грязи души католическая церковь не могла долго терпеть. Это привело к запрету общественных бань и северные земли вокруг Финляндии и западнее от нее на долгое время позабыли об общественных саунах.
[sam id=»3″ codes=»true»]
Прошел большой промежуток времени, прежде чем бани и сауны были открыты вторично как заведения полезные для укрепления здоровья. Времена гонений за любовь к баням и саунам привели к тому, что почти не сохранилось официальные летописи о банях в культурах финских и славянских народов. Однако, передаваемые из поколения в поколение рассказы, истории и небылицы крепко утвердили ритуалы и обряды, связанные с банными процедурами. Чудесные свойства пара, обнаженные тела, огонь, вода — все эти стихии, объединившиеся в одном месте магическим образом служили основой для развития не только обрядового парения, но и зарождению целой культуры магии, заговоров и абсолютно мирских традиций. Правдивы они или сказочны? — решать Вам.
Но самое интересное в банях происходило после того как все помоются вечером. Ну, не могло простаивать теплое и отдаленное от дома помещение просто так! В старых книгах о практической магии упоминается, что сруб отдельно стоящей бани был лучшим местом для проведения обрядов и обучению колдовству. В ней соединяются все четыре стихии — стихия Огня, стихия Воздуха, стихия Земли и стихия Воды. Этому есть и практическое объяснение — именно в бане происходили все процедуры по изгнанию хворей, подготовки лекарств и хранение заготовленных трав. Применение травных настоев после пара оказывало сильный оздоравливающий эффект. Поэтому баня считалась мистическим местом в деревне.
Баня всегда рассматривалась историками не только как место для бытовой процедуры мытья, а как место, где изгоняли порчю, защищали от сглаза, в той же бане и колдовали заклинания, рожали. Ведьмы (бабки-знахарки) использовали баню для совершения обрядов. Повитухи там сжигали «след», читали заговоры на здоровье, обращались к потусторонним силам. В любой деревне следили за трубами бань — по ним можно было увидеть ночью, кто колдует. Сделать это было не сложно, т.к. мылись и парились в основном по субботним дням. Поэтому, в старину тех, кто ходил в баню в дни, когда не мылись, запросто могли обвинить в колдовстве!
Кто по традиции старший в бане?
Уж так повелось, что в любой компании найдется тот, кто станет ее центром, тот, кто негласно будет играть роль лидера. Баня — не исключение. Повинуясь какому то внутреннему голосу, все, кто парится в компании выбирают старшего в бане. Так кто в бане главный? По традиции считается старшим в бане тот, кто ближе всех сидит к раскаленным огням и поддает в них кипяточку для легкого пара. Процедура эта ответственная и важная. Главный в бане должен так распорядиться огнем и водой, чтоб их хватило на всех и чтоб не причинить ожогов всем присутствующим. Да и печь-каменка не должна остыть раньше срока. Как правило, ближе всех к огню сидит самый старший: считается, что он лучше всех умеет управляться с огнем и лёюли (паром). Это и не удивительно — в семейной бане самый старший знал всех, кто парился и был за них в ответе. Вот и я попробую собрать всех почитателей русской (и не только) бани вокруг этого сайта, чтоб поддержать интересный разговор про банные традиции обряды. Оставайтесь с нами и и узнайте много неизвестного и таинственного, что покрывает русскую баню.
Подписывайтесь новостную ленту сайта — будьте в курсе самых свежих публикаций и обсуждений!.
В истории русской традиционной бани днем для банных процедур считалась суббота. Будете топить баню в другой день — будьте осторожны, чтоб не обвинили в колдовстве!
«…и не причинить ожогов всем присутствующим.» ( !!!!! ) Випадок зі мною в комунальній бані ( Гусиноозерск в Бурятській АССР). Зайшов в парну, нікого нема, попарився (сам не піддавав, і так було жарко, та й перший раз в ній, що і де — не знаю); стою напроти печі на своєрідній терасі, відпочиваю. Тут заходить бурят, проходячи повз мене буркнув щось наподобі «посторонись», я й не почув толком; але мій ангел-охоронець все-таки переставив мої ноги на пару кроків… Бурят, не обертаючись, зачерпнув води і бухнув на каміння… З печі «УХНУЛО» горизонтально прямо в то місце, де я перед тим стояв (причому струмінь пішов на рівні самого дорогого, що при мені в той момент було). А бурят? Поліз на «верхнюю полку». А я?? Змахнув холодний піт і пішов одягатись…
То був замах на життя! А мені мало доводилося бачити таке щоб в комунальній лазні можна було самому піддавати пару.