Мифы о русской бане – разоблачения раздутой субкультуры

Мифы о русской бане – тема очень редкая и яро охраняемая поклонниками легкого пара. Почему охраняемая? В силу безграничной любви к бане, к веникам, к обрядам и традициям вокруг бани. Усилена эта любовь тем, что «на бане» многие зарабатывают финансовую прибыль начиная с интернет-писателей статей на заказ и заканчивая продавцами печей в магазинах, которые никогда не парились в русской бане. Все эти разношерстные писатели и коммерсанты понаписывали вокруг бани столько много и столько ненужного, что реальная история народной русской бани оказалась под угрозой полного переписывания и искажения.

Мифы о бане. Для начала определимся в том, кто и что имеет в виду, когда говорит о русской бане? Для этого разделим информацию на несколько  типов в зависимости от подачи:
1) Интернет подача копирайтеров и оптимизаторов, которые не разбираются в банях, начинается так: «испокон веков», «издревле», «с незапамятных часов русская баня пользовалась популярностью» и т.п. Вот эта последняя фраза  вызывает у меня истерический смех. Это, вроде как, написать, что сидеть за столом во время еды было очень популярно и распространено или, например, одежда из ткани пользовалась особым спросом у наших предков. Эти фразы одинаково бессмысленны и не имеют с историей бани ничего общего. Просто копирайтеры получают зарплату за 1000 знаков и процент совпадения ключевых слов в тексте. Содержание их мало интересует.

2) Второй способ подачи информации о русской бане, который ошибочно взят на вооружение, связан, даже, не столько с временным интервалом описания бань, а с тем, кто описывает особенности русской бани. Особенно, за последний десяток лет, с образованием гильдий производителей печей, консорциумов изготавливающих бочки и кадки с шайками для бани, ассоциаций печников и банщиков, форумов интернет-любителей попариться в словесных баталиях развилась целая индустрия, и субкультура пропагандирующая русскую баню как необычный способ отдыха и оздоровления. При этом в обиход часто идет слово «традиция» или «по традиции». Заграничные гости Российской империи или России в разные времена не рассматривали русскую баню как традицию.  Они видели в ней способ мытья и поддержания гигиены с необычным применением пара и веников. А вот те, кто ходил в баню, относились к ней, как к обыденной процедуре удаления грязи с тела. Ибо сама гигиена чистого тела в классическом виде  была недоступна широким слоям населения, как бы красиво мы об этом не писали, приправляя тексты ароматами трав, раскаленными камнями и прочей банной атрибутикой.

[sam id=»3″ codes=»true»]

3) И третья группа импровизированной моей классификации описания русской бани связана с историческим временным интервалом, в котором мы встречаем сведения о русской бане. Большинство подходящих по содержанию текстов происходит с конца 19 века (после 1870 года). Это описания бань, как архитектурных объектов, как история нестандартных предметов интерьера и купален. Но в меньшей степени они описывались как учреждения для оздоровления и тем более не как культовые сооружения со своими методиками омовения и  банной терапии. Бани встречающиеся в трактатах того времени – хоть и общественные, но по большей части городские общественные.

Было бы неправильно не сказать о тех банях, которые описывались не в книгах, а в записках путешественников и историков, чьи взоры были направлены в народ. Почитав их заметки, начинаем понимать, что баня бане – рознь! Золоченые ванны Петербуржских бань и бани по-черному в деревнях – пересечение двух миров – двух культур одного народа.

Если не полениться и почитать историю о быте крестьян России и о быте городских рабочих периода 1850 – 1934 годов  то с ужасом узнаем, что описываемое сегодня банное дело не имеет ничего общего с тем, что было тогда.

В большинстве крестьянских дворов бань вообще не было! Люди мылись с весны до осени в озерах и реках, в баню ходили в лучшем случае раз в 2-3 месяца или того реже  — перед большими праздниками – 2-3 раза в год. И это не пустые слова – это результат исторических исследований быта и условий жизни населения царской России предреволюционного периода.

Русская баня – немножко приукрасили, немного добавили

А что говорят сегодня? Сегодня гуру банного дела обличаются в вышитые рубахи, развешивают обереги, иконы и парят с веничным массажем за  денюжку, поставив русскую баню на коммерческое русло, превратив хлестания веников в строго регламентированную тренинговую процедуру. Не все , конечно, но рынок таких услуг изобилует наличием «профи от пара». Такой себе соцреализм эпохи нанотехнологий. (Помните советские фильмы, где барышни-колхозницы по полю в пыли в белых платьях да с каблучками разъезжали, а мужики в хромовых сапогах сплошь и рядом с гармонями бегали?)
Чтобы как то показать русскую баню с другой стороны, а такая, несомненно, присутствует — я буду по ходу текста выкладывать фото. Вот, например, мужички-работяги  у сруба (даже очень возможно — бани) вечерком ждут чего то. Уж точно не протяжки веником, растяжки поперек, движений вдоль лимфатических потоков и никак не раскрытия чакр и т.п. Им бы просто грязь смыть в этой черной баньке.
А, ведь, именно такими были бани основного населения России периодов до революции и вплоть до войны 41 года. Золотого кольца тогда еще не было, а глубинка так и жила.

Нынешние реконструкторы банного дела прошлого века создают современные бани с интерьерами столетней давности, заточенные внешним видом под сруб бедного крестьянина, в котором проводились парения дворянских  сословий в белых рубахах с квасом и баранками у самовара. У того самовара, которых не было в 70 % семей послереволюционной России.

Русская баня испокон веков…!? Каких веков?! Не ранее как в 1934 -1936 годах бани рассматривались в первую очередь ка объекты двойного назначения. И главное назначение – дезинфекционные военные пункты на случай войны, готовые принимать зараженных и раненых и т.п. Этого никто и не скрывал, и названия баням давали как тюремным заведениям – по номерам!

Домашние бани первой половины 19 века были редкостью и как ни странно появились в женских учебных заведениях, тюрьмах и военных училищах. Ни смотря на подведомственность, они так и классифицировались – «домашние».
В 1821 году одна из бань Академии  художеств (архитектор А.А. Михайлов) располагалась прямо в рисовальном зале, в котором еще и стирали в отведенное время.

Бани архитектора Захарова (1809) располагались в пивоварне для обеспечения централизованного снабжения водой.
Бани в Царском селе архитектора К.И. Росси  1850-1852 гг — одни из самых знаменитых в Петербурге, но не смотря на это, из-за особенного интерьера их банями считали с большой натяжкой.

В 1815 году на весь Пеетербург было 480 домов с ванными, которые не имели ничего общего с тем что сейчас популяризуется и возводится в ранг традиции. Это были ванные в стиле восточных. Доступ к ним был для очень узкого круга людей высшего сословия. 480 ванных на Питер!

А что там у нас подальше от Питера? А на окраине было вот то, что на фото изображено. Быт крестьянского двора. О какой бане с бубликами речь!? О каких «испокон веков» или «издавна»  о бане по-белому может идти речь?!!! Похожи эти люди на тех, кто в субботу парится у самовара?

 

 

А вот на фото ниже — быт проживающих в городе рабочих с завода. В лучшем случае они мылись «по-банному» раз в месяц, а то и реже. Хорошо, если на заводе были свои бани. Но это было редкостью.

С самоваром и бубликами? По субботам? С квасом?

Как-то на фоне этих документальных фото не вырисовываются те бани, которые на нас смотрят с интернет страниц сотни сайтов, посвященных обычаям, традициям и обрядам русской бани. Сказать, что они всё врут – будет неправильным. Первое, что надо сделать – это перестать употреблять относительно к бане, которую мы любим термин «испокон веков».

Да, бани были, но мало, не везде и не в таком виде.

Строительство огромной части бань приходится на вторую половину 19 века – всего то полторы сотни лет назад. Массово это приходилось на городское малочисленное население. Общественные бани того времени были более похожи на скоростные моечные учреждения чем на SPA салоны с вениками из разнотравья. Пропускная способность бань предполагалась 350-400 человек в час. Обычно, они не справлялись с таким режимом и к баням выстраивались очереди городских рабочих, приезжих.

Отступая от темы истории я просто вспоминаю детство 70-х годов , когда городская баня в нашем городе (две бани) населением 85-90 тысяч работала в постоянном режиме очереди 4 дня в неделю.

Реальное возрождение частных бань началось не так давно – лет 20-30 назад, как только пришел «закат» коммунальной собственности и наступила эпоха предпринимательства. Именно с этого времени новые бани начали включать в себя всё то лучшее, что мы знаем о бане и, конечно, рассчитаны они были не столько на мытьё и гигиену на огромной скорости, сколько на получение удовольствий, расслабление, необычность и экстравагантность, иногда – оздоровление (любая гигиеническая процедура является оздоровлением). Невозможность иметь свою личную баню наложила  плохой отпечаток на это «чудо с вениками».  Состоятельные люди превратили бани в объект показухи, шика, коммерческий атрибут, а иногда и откровенные бордели.
Вот они — те кто мылся в банях, это народ, а не десяток павлинов в мраморных комнатах. И история русских бань — история народа , а не отдельные наброски европейской архитектуры в крупных городах.


Слава Богу, есть целая армия любителей бани, которые вырвали ее из полосы «бани показательно-статусные» и перевели в группу «оздоровительные». Конечно, как и сотню лет назад, русская баня заставляет поражаться многообразию форм ее принятия и парения. Возрождены лучшие и уникальные традиции паровых бань, которые так нас удивляли, и будут удивлять. Главное – не искажать истории.
А какова ж реальная русская баня, та которая народная? Мифы о бане. Продолжение следует…

Закладка Постоянная ссылка.

8 комментариев

  1. не врите, пожалуйста. Мылись в печках. Поэтому и огромный был печной вход. Дети и подростки мылись там. А если в деревне были у кого-нибудь бани, так в деревнях все родственники были. Ходили именно в баню. Вранье и про город. Я жила в городе Хабаровске, именно в бараке. Там была и баня, и прачечная, и гладильная. В бане была парикмахерская на 2 зала: мужской и женский. Всего 2 мастера работало. Но БЫЛО. Более того 1970-х построили на 1 этаже 10 душевых. Работала баня и в будни. На втором этаже стоял стол с самоваром электрическим. Вода была всегда горячая в самоваре. Старухи и старики пили чай после бани. На столе были конфеты подушечки и маруськина радость. Заварка. Кружка только у каждого своя. Мы маленькими всегда старались просто так забежать в баню и стянуть со стола конфету. Это обычный город. Не обманывайте людей, пожалуйста.

  2. Да, забыла сказать в городе было (насколько я помню) я могу знать не о всех банях. 10 бань.

  3. В городе было (насколько я помню) я могу знать не о всех банях. 10 бань.

  4. Елена!Вранья нет здесь. это исторически зафиксированные факты. Статья про городские бани послереволюционного периода. В городе не у всех были печи. Речь не о барском сословии, а о массовых банях. А по поводу мытья в печах, так это тоже правильно надо толковать. Мылись в тазах, с шайками и поливались водой. В печь залазили погреться и попариться. Никто методом разлива воды печь не заливал.
    Елена правильно описала баню советского типа, но речь в статье — о банях «немытой России». В 70 -х и я в городскую ходил, и пирожки с капустой покупали мне и чай продавали и пиво пили взрослые.
    Читаем внимательно, обращаем акцент на даты и не называем все обманом! Вы говорите про 1970 а статья про 1850-1930

  5. В городских банях, во всяком случае у нас в городе, не продавали в банях ни пиво, ни пирожки. Чайный стол для старух был бесплатным. Это только в одной бани. В других чайных столов не было. Это ваши слова «Отступая от темы истории я просто вспоминаю детство 70-х годов , когда городская баня в нашем городе (две бани) населением 85-90 тысяч работала в постоянном режиме очереди 4 дня в неделю». Так вот. Еще раз. Бани работали каждый день. Один день в неделю не работало одно отделение. Кажется, среда — женский день, санобработка была мужского отделения, а в четверг мужской день, санобработка была женского отделения. Еще раз про 30-50. В деревнях мылись в бане раз в неделю у кого бани не было. У кого была построена, тот мог мыться хоть каждый день. Мылись всегда. Рукомойники были сразу при входе в дом. У кого не было бани — мылись в тазиках, в печке, на кухне — это в будни. В субботу или воскресенье шли в баню к знакомым или родственникам. Причем за это никто деньги не брал. Просто пускали в свою баню и все. А грязнули и чиновники, которым было «пофиг» на народ были и есть. Посмотрела так и есть в 1940 году в Хабаровске было 12 бань. В нашей бане была механическая прачечная и гладильная. А вот в 90-е бань стало меньше. А так называемые предприниматели не сохранили бани. Наделали магазина и открыли торговые точки или сделали дорогущие сауны. Только в 2001 навели порядок с банями. Вот сейчас-то и пооткрывали в некоторых банях кафе-бары. Осталось 6 городских бань и 3 прачечные. Остальное — коммерческие сауны и проч. Вот если говорить об особенностях санитарного состояния городов В 1930-е годы, здесь дело другое. Можно было найти столько «недоглядов» и «недочетов». Но русские мылись всегда и грязнулями не были.

  6. Елена, вы все правильно пишите о ПУБЛИЧНЫХ городских банях. Их «русскими» никто и никогда не называл . Русские бани — индивидуальные бани с печами, вениками, прорубями и проливными деревянными полами. В большинстве случаев они принадлежали частным домовладениям и в городе были редкостью. Всемирное значение русских бань посвящено именно этим баням. О них иностранные путешественники писали опусы и очерки.
    Сегодня много бань превратились в сауны, добавилось спиртное, дефочки и т.п., утратили свой знаменитый настрой.

  7. Молодец, скинул все и всяческие маски с немытой России, а заодно посрамил нынешних нуворишей от бань, что деньжищи гребут лопатой, дуря нашего брата и сестру.
    Возьми пирожок с полки!
    А заодно и сам «великий и могучий» подучи, — от ошибок в глазах рябит.
    Или к языку тоже претензии имеются?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *