Семейная баня во времена , когда все жили в деревянных избах начиналась с детства и приобретала особый оттенок перед свадьбой. Обряд — свадебная баня — не просто моцион очищения кожи, давний и интересный обряд после венчания. Обычай посещать баню сразу после свадебной церемонии молодоженов в качестве семейной пары — было вознесено в ранг одного из важных атрибутов начала супружеской жизни. Предсвадебная баня происходила накануне ( не плохо для субботы). Ночь перед свадьбой молодые проводили отдельно каждый в своем доме с родителями, сватами, дружками и подругами.
Чтобы трактовка банной процедуры была полной напомню, как проходила сама свадьба для полной картины.
Обычаи и традиции венчания сохранились хорошо и в современные дни, особенно в Украине и России. В XVI веке свадебное венчание происходило после обеда (после полудня), а с XVII века — вечером. Связано это с графиком проведения церковной службы. После венчания в церкви невесту «раскрывали»(снимали фату с лица), и батюшка проповедовал читал новобрачным богоугодное нравоученье. При свидетелях при свидетелях и родственниках произносились обещания и принимались обязанности молодой супружеской пары: выполнять заповеди Господа Бога, ходить в церковь, слушаться духовников, мужу повелевалось жену учить палкою, соблюдать посты и религиозные праздники(других тогда не было), подавать милостыню, как и свойственно главе семьи. Потом священник, как по акту приема-передачи, брал молодую жену за руку и символически передавал мужу и просил поцеловаться. А молодая жена, в знак послушания припадала к ногам мужа и касалась челом его сапога. Молодой муж покрывал ее полою своего костюма в знак о покровительства и защиты жены. Церковный служитель приносил новобрачным вино в деревянной чаше. Первым отпивал Муж и брал чашу, отпивал из нее несколько глотков и передавал своей жене. Этот эпизод в церкви повторялся три раза подряд. Последние капли вина из чаши должен был допить муж. Эту пустую чашу потом бросали под ноги и ударяли по ней ногами, приговаривая слова: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, кто станет сеять между нами раздор и нелюбовь!» В современной интерпретации под ноги бросают первую выпитую рюмку водки со словами: «На счастье!» Существовало поверье-гадание о том, что тот из супругов будет главным, кто первым наступит на чашу. Потом праздновали свадьбу громко, сытно, весело, но увы — без участия молодоженов! Уже в те времена знали о свойствах алкоголя! (О влиянии алкоголя читать и бояться здесь).
[sam id=»3″ codes=»true»]
Вот мы и подобрались вплотную к бане. После веселья молодых супругов все провожали на «отдых». Уложить их надо было на специально подготовленное ложе , чтобы жизнь была счастливой и богатой. На следующий день супругов вели с обрядовыми песнями и танцами в приготовленную парную в бане. В мыльнях (в комнате для мытья — не в парной) их угощали вином, также обливали медом и вином. Самое интересное — Жена шла в баню не одна а в сопровождении матери и свекрови. Настало время, чтоб невестка предоставляла им доказательства своей девственности и невинности — сорочку и вместе с простыней. Как видите, баня — очень важное место в славянской культуре. Муж парился со своими дружками и тысяцким (Первоначально военный руководитель городского ополчения «тысячи»). Происходило это до тех пор, пока жена не передавала ему в баню сорочку, украшенную жемчугом или другими украшениями (для бедных семей).
Главным моментом девичника перед баней являлся обряд потери «воли» (красоты). Женщины пели тоскливую песню, подружки снимали платок с невесты, который был надет во время сговора сватов, и расплетали девичью косу, в которую была вплетена лента. Эта лента и называлась «Воля». Она символизировала красоту женщины и свободу. По обычаю «воля» передавалась младшей сестре или незамужней подружке, если сестры не было. После этого ритуала женщины и подружки вели невесту в истопленную баню.
Размер и масштаб банной процедуры определялись сословием и чином. На Руси на царских свадьбах цари не только мылись в банях, а и пиршествовали в русской парной бане. Кроме уже упомянутых тысяцкого, дружков , в баню приглашали важных персон. Царицы пировали в избушках-банях в окружении свахи, свекрови, подругами и женами тех сановников, которые в это время купались с мужней стороны.
После выхода из бани муж с компанией шли в сенник и ждали там новобрачную с гостями. Обряд свадебной бани продолжала сваха и дружка, которые встречали молодоженов с подносом. На подносе стояли два горшочка с кашей, обмотанные собольими шкурками. Сваха со своих рук кормила ею молодоженов. Этот обряд или обычай был распространен и сегодня , особенно в местах отдаленных от мегаполисов.
Интересно, что месяцев эдак через 9 в бане тоже происходили важные обряды, например » обряд выпекания детей«